«Только не показывайте моему сыну ноты!» — Вадик Смирнов о своей музыкальной школе «РОК УРОКИ»
В Санкт-Петербурге существуют музыкальные школы, где обучают рок-музыке. Одно из таких учреждений — школа «РОК УРОКИ» (ROCK YROKI).
Основатель «РОК УРОКОВ» — Вадик Смирнов, лидер уникальной и легендарной ска-панк группы БАРОККО-ФЛЭШ, участники которой умудрились играть, катаясь при этом по сцене на роликовых коньках. Кроме того, у Вадима богатый опыт сочинения музыки в диапазоне от техник-трэша и арт-рока до симфонических произведений.
Главред Rock-Guide Роман Кадулин наведался к Вадику в школу, чтобы выяснить, чем его «РОК УРОКИ» отличаются от классических музыкальных учебных заведений и курсов.
— Когда и как была основана музыкальная школа «РОК УРОКИ»?
— Школа РОК УРОКИ открылась в ноябре 2017 года, так что в этом году празднуем 6 лет. Но всю сознательную и даже несознательную жизнь я помогал учиться играть тем, кто этого хотел. Будучи школьником, когда ещё сам почти ничего не умел и брал первые аккорды, я показывал их другим. Уже тогда я решил создать группу, а мои друзья согласились в этом участвовать. Я подучивал хороших ребят, с кем мы хотели играть вместе. И те примитивные вещи, которые мне хотелось играть в начале своего музыкального пути, у нас получались. Этот дар — объяснять, как играть музыку, у меня всегда был. Сейчас я руковожу образовательным процессом в школе «РОК УРОКИ».
— Как у тебя получается совмещать творческую деятельность со школой? Ведь ты ещё и композитор, аранжировщик, поэт
— С одной стороны — просто, с другой — сложно. Но у меня хватает времени и на то, и на другое. Для меня как для творческой личности выходные и время суток не существуют: если не успеваю днём, пишу стихи и музыку ночью. Такой режим знаком многим творческим людям, даже не музыкантам. Когда накрывает вдохновение, меня ничто не может остановить, да и сам не хочу останавливаться, доделываю всё до конца.
Я писал музыку и для спектаклей, и для кино. А сейчас, в основном, сочиняю в разных стилях, которые мне нравятся. Иногда делаю кроссоверы из старой и ультрасовременной музыки, ведь я меломан. Меня часто просят помочь создать аранжировку для какого-то произведения или артиста. Кстати, у меня ещё есть своя студия звукозаписи, где я работаю над всем этим.
— Ты сам преподаёшь?
— Я преподаю очень редко, так как много другой работы в школе. Но если преподаю — только что люблю: гитару, бас и барабаны, причём с карданом.
Есть люди, которые хотят записаться на урок именно ко мне, зная меня как музыканта с большим опытом. Поскольку свободного времени почти нет, подбираю им преподавателя из наших ребят, которые, к слову, тоже профессиональные музыканты. Мои же основные силы уходят на создание комфортных условий для учёбы и работы, организацию «школьных» мероприятий.
— Какие направления обучения существуют в вашей школе?
— Их много, больше 20-ти. Среди основных: электрогитара, акустическая гитара, бас, барабаны, перкуссия (конги и бонги) укулеле, фортепиано, скрипка, альт, балалайка, разные виды вокала, включая экстрим — гроул, скрим, хоть пигвойс, тут всё зависит от желания ученика. Также ансамбль (то есть игра в группе), сольфеджио, развивающие занятия для детей до 6-лет (развивающе-подготовительный класс), актёрское мастерство и так далее.
— Ты работаешь в разных стилях и жанрах, а «РОК УРОКИ» создал для обучения исключительно року?
— В школе преподаём любые музыкальные стили и любые музыкальные направления, которыми владеет наш преподавательский состав, но в основном все крутится вокруг рок-музыки — от классики до альтернативы.
— Помимо арт-рока, ска-панка, техничного трэша в рамках собственных проектов, ты написал много симфонической музыки для оркестров, где инструментов куда больше, чем в типовой рок-группе. На какое количество инструментов обычно рассчитаны твои симфонические произведения?
— Да, я пишу симфоническую музыку, мне доводилось сотрудничать и с духовыми, и симфоническими составами. А на протяжении нескольких лет я занимался арт-роком, тогда в моей группе были: акустическая гитара, виолончель, скрипка, флейта, фортепиано, барабанная установка, синтезатор, вокал, медная духовая секция (туба, баритон, тенор, тромбон и валторна + труба) — это уже 14 инструментов на одной сцене. В те времена наши репетиции проходили в «Ленконцерте», на углу Невского и Фонтанки. В целом, делая большую аранжировку, на основные 14 инструментов, мы добавляем вторые и третьи голоса и получаем порядка 30-40 партий для разных голосов-инструментов.
— Стремятся ли ученики обучиться нотной грамоте? Ведь освоить инструмент можно и без неё.
— Мы никого не заставляем. Хочешь учить ноты, будем учить. Хочешь учиться технике, научим, а бумажки потом. Кто-то приходит, потому что ему «нужно получить музыкальное образование», вот нужно — и всё! А бывает, подходит ко мне мама ученика и говорит: «Пожалуйста, не показывайте моему сыну ноты!» Я даже знаю, почему. Но делаю вид, будто не знаю, всё равно спрашиваю: «А почему?» Она отвечает: «Я училась играть на скрипке, была хорошим учеником, получила музыкальное образование. Мы сделали 3 концерта за 8 лет. Мне отбили всю охоту играть этим образованием».
На мой взгляд, эта мама права. Её за все годы не научили любить инструмент! Закормили теорией и бумажками, что подходит не всем. Кому-то нужно привить интерес к нотной грамоте через любовь к инструменту — в тот момент, когда человек сам будет готов. Сначала нужно познакомить ученика с инструментом, чтобы у него начало получаться. Он скажет: «Круто, у меня получается, хочу заниматься!» Тогда уже пора подсказать ему: «Этот маленький отрывок, который ты сыграл, можно записать на бумаге». И он сам тебе ответит: «Здорово, я смогу записать его, чтобы не забыть!» — Всё! Ребёнок должен понять, какой ему инструмент нравится и почему, полюбить звуки, которые инструмент издаёт. — Вот гитара, она издаёт звуки, тебе нравится? — Да! — Чтобы издавать звуки, нужно зажать аккорд, а ещё правильно её держать. — Да? — Конечно, от этого будет зависеть, насколько легко ты сможешь получить желаемые звуки.
— Видимо, так и работает педагогика
— Конечно. Он должен сам захотеть всё записать. — Если ты не запишешь, ты это забудешь! Но у тебя круто получилось, это твоё, а твоё должно остаться у тебя, правильно? Здесь очень тонкая грань: ноты либо отпугнут ребёнка, либо ещё больше откроют ему музыкальный инструмент. Допустим, ребята во дворе могут играть, не зная никаких нот, просто потому что им нравится играть. Вот это «нравится» и есть основа. А ноты при желании всегда можно выучить.
— На какой возраст рассчитаны рок-уроки в вашей школе?
На любой: взрослые, студенты, подростки, дети, даже пенсионеры приходят. Сейчас ты можешь научиться в любом возрасте чему угодно, захотел в 80 лет начать заниматься на барабанах – пожалуйста. Никаких ограничений по возрасту нет. Если говорить о детях, то электрогитара с 7 лет, бас-гитара с 10-11 лет. На остальные инструменты с 6 лет, без проблем
Есть отдельная программа для детей от 3 до 6 лет — развивашка, работа с ритмикой. Музыка же начинается с ритма, а не с мелодии. Один человек, конечно, может играть в темпе полёта фантазии, но, если говорить об игре в дуэте или группе, нужен единый темп, а одновременный полёт фантазии нескольких музыкантов приведёт к какофонии.
— Кто ваши преподаватели?
— Это всегда действующие музыканты с музыкальным образованием. Например, преподаватель скрипки у нас из «Мариинки». Кто-то из преподавателей играет в оркестрах, кто-то в рок-группах, в различных ансамблях и музыкальных проектах задействованы. Профильное образование важно, потому что человек, получивший его, понимает, как устроен образовательный процесс, в отличие от музыканта-самоучки. У нас учатся много детей, а родителям важно, чтобы преподаватели вызывали у них доверие. Есть ученики, которые целенаправленно хотят обучиться нотной грамоте, сольфеджио — как тут без профессионалов с образованием справиться?
Какое-то время мы и с теоретиками сотрудничали, но это не то. Это толковые специалисты, но они мало сталкивались с подводными камнями, знают о них по книжкам или фильмам. А у нас должен быть преподаватель, который физически это всё испытал: он наступал на провод, а ему микрофон бил по лицу, или он видел нечто подобное. Певцы-самоучки на концертах, бывает, зубы выбивают себе микрофоном. В нашей школе, к счастью, такого не было, потому что мы это разъясняем на занятиях. Может, где-то на панк-рок концерте подобный инцидент и к месту окажется, но представьте, как дирижёр оркестра, вышел на сцену, споткнулся о дирижёрский пульт и завалился, потому что не знает технику безопасности. Поэтому наши преподаватели — только живые, активные практики.
— Я правильно понимаю, что ваши ученики в процессе обучения выступают на настоящих сценах, получая закалку в «боевых условиях»?
— Школа «Рок Уроки» устраивает порядка 6-8 концертов в год на различных площадках: в клубах (MONEY-HONEY, МУЗЫКА КОФЕ и т.д.) и на собственной сцене. Выступить на концерте может любой учащийся — как с начальным, так и с продвинутым уровнем. Также мы ежегодно участвуем с нашими учениками в опен-эйрах, например, ЧАСТИ СВЕТА, CRAFT PICNIC. А ещё устраиваем им мастер-классы, квартирники, баттлы гитаристов, вокалистов, барабанщиков и другие мероприятия. Кроме того, мы возим учеников и на крупные творческие конкурсы, где они периодически занимают призовые места, в том числе и гран-при.
— Думаю, главное отличие рок-школы от официальных музыкально-образовательных учреждений — обучение людей игре в группе. Расскажи, как это выглядит
— Мы организуем ансамбли из учащихся нашей школы, помогаем им сформировать группу. Для начала ученики разучивают одну и ту же композицию по разным классам и дням занятий. А когда они подтянут свою партию, объединяем их и один из наших преподавателей обучает уже групповому сыгрыванию. Некоторые выпускники «Рок Уроков» и в дальнейшем выступают вместе, в составе собранной у нас группы, в СПб, в Москве и даже гастролируют по стране.
— У вас каждый класс (кабинет) приспособлен под определённые занятия?
— Всё так устроено, чтобы в разных кабинетах занятия шли параллельно. К примеру, в «РОК УРОКАХ»на Просвещения 6 кабинетов и большой концертный зал со сценой. В первом кабинете есть синтезатор, скрипка, ещё вокалом там можно заниматься. Во втором то же самое и электронные барабаны. Но по сути, в любом кабинете можно заниматься на любом инструменте. Для барабанов разве что сделаны специальные комнаты с усиленной звукоизоляцией, чтобы не мешать другим. Примерно так же происходит и на «Петроградской», только сцена там маленькая.
— Ещё на «Просвете» нарисованные во всю стену рок-звёзды встречают и провожают учеников
— Это на заказ нам художница сделала. Она живёт в другом городе и специально приезжала к нам в командировку, чтобы разрисовать школу. А на «Петроградской» совсем другая концепция дизайна, там динозаврики-музыканты, другой художник рисовал.
— В кабинетах на «Просвещения» панорамные окна — это такой ход, чтобы ученик ещё на уроке чувствовал себя, прямо как на сцене?
— Окна большие. Смотри, какая под ними клумба. Чтобы зрители срывали цветы и кидали вверх, зная, что школа «РОК УРОКИ» занимает весь второй этаж здания. Это на Карповке у нас мало окон, цокольный этаж. Зато там толщина стен — метр: звукоизоляция такая, что никто не услышит, даже если захочешь, может, только соседи сверху. В общем, каждый ученик может выбрать условия, где ему комфортнее заниматься.
— Ты доволен как человек, который некогда учил даже своих коллег по группе, что теперь у тебя собственная школа?
— Я горжусь тем, что мы делаем. По себе знаю, путь музыканта совсем не прост. Если мы сможем ребятам привить интерес к музыке на долгие годы, а они в будущем станут вспоминать нас как точку отсчёта, будет очень приятно. Любое творчество — это созидание, обучение будущих созидателей — тоже. И мне приятно жить созидательным образом жизни. Так или иначе я всегда им жил. Я не бизнесмен, не менеджер, открывший какой-то проект ради бабла. Я всё делаю честно. Я музыкант, который занимается своим делом. Как занимался музыкой, так и занимаюсь. Будучи основателем школы «РОК УРОКИ», я остаюсь творческой личностью.