Рок-гид | Костя Тролль об «АРКТИКЕ»
Назад

Костя Тролль об «АРКТИКЕ»

Интервью
Костя Тролль об «АРКТИКЕ»
  • Адрес: ул. Беринга, 38 (м. «Приморская»).
  • Время работы: Больше не существует.
  • Телефон: -
  • Сайт: -
  • Парковка: -
Рейтинг:

Галерея

arktika2.jpg
Preview
Behemoth_V_Arktike.jpg
Preview
Citadel_V_Arktike.jpg
Preview
Korpiklaani_v_Arktike.jpg
Preview
Korpiklaani_v_Arktike_2.jpg
Preview
TGE_v_Arktike.jpg
Preview
Vader_V_Arktike.jpg
Preview

Костя Тролль: «Ни до ни после ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ живая музыка в «АРКТИКЕ» не звучала».

Отрубленные свиные головы, металлические свадьбы и финские группы без гонораров, — воспоминания Кости Тролля о том, как он работал арт-директором клуба АРКТИКА, культового метал-заведения Петербурга, известного на всю страну и даже за её пределами.

— Справедливо ли называть Арктику первым метал-клубом СПб и культовым метал-клубом в целом?

— Справедливо, так как металл был основной музыкой, которая там играла. Такой имидж у клуба и был, причём не только среди слушателей из Питера. Когда общаешься с жителями Москвы и других городов, многие вспоминают «Арктику» как андеграундный метал-клуб №1.

Недавно Серёга Лазарев из «АРКОНЫ» делился воспоминаниями об «АРКТИКЕ»: «Вот было время, приехал в родную «Арктику», отыграл концерт, быстро накидался с друзьями-знакомыми, шаверма на Московском вокзале и нетрезвый путь домой, в Москву» — тогда он с ROSSOMAHAAR к нам ездил.

— Как ты занял пост арт-директора «АРКТИКИ»?

— Я работал охранником в «ОРЛАНДИНЕ», там же работал Андрюха Бас звукачём. А Андрюха Туз говорил нам, что хочет устроиться световиком в новом клубе, который планировал открывать отец их общего знакомого — Ивана. С самого начала они решили, что один будет там звукачём, а второй световиком. Я сказал, что хочу быть арт-директором.

Отработав некоторое время в «ОРЛАНДИНЕ», я решил, что уже понял все схемы: как что работает в клубе. Составил бизнес-план и сказал: «Ведите меня к начальнику». Меня взяли, и проработал я там 7 лет.

— В «ОРЛАНДИНЕ» на тот момент ты уже что-то организовывал?

— Только ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ. Тогда группа существовала на любительском уровне, но на презентации альбома в «ОРЛАНДИНЕ» было 170 человек по билетам, с чего мы прифигели и стали стараться относиться к музыке более серьёзно. И было очевидно, что первым концертом в «АРКТИКЕ» я тоже поставлю ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ.

— Когда стал арт-директором «АРКТИКИ», ты ориентировался на опыт каких-то западных и отечественных известных клубов или делал всё по наитию?

— Скорее по наитию. У востребованных клубов была одна схема: много отдавали в аренду. Но в какой-то момент конкуренция стала очень большой, а арт-директор уже должен был сам добывать группы, предлагать лучшие условия, чем в других заведениях, привязывать на эксклюзив «собирающие» коллективы, мониторить и приглашать музыкантов, которые могут выстрелить в течение пары концертов.

Я стал делать собственные мероприятия. С арендой тоже всё хорошо было. У меня дома валяются записные книжки, где видно период 2-3 года, когда в «Арктике» было арендовано всё, иногда были свободными только понедельники, вторники! Среды не были «дорогими» днями, поэтому их выкупили организаторы фестивалей молодых музыкантов. Потом занятость с ТГЕ взяла своё. Руководитель об этом ещё не знал.

Пару раз облажался, случайно сдал одну дату двум разным организаторам фестивалей. Представь ситуацию. Я в поездке с группой, с 14:00-15:00 мне звонит человек, пришедший на ранний саундчек, так как у него фестиваль и групп много: «Здравствуйте, это организатор. Пришёл смешной человек с коллективами, тоже организатор, они хотят выступать. Наверное, они что-то неправильно поняли. Можете с ним поговорить?»

— Двойного феста не получилось?

— Нет, конечно. Долго выясняли, и тут у меня всё сложилось. Выкрутился преференциями и скидками.

После этого понял, что у меня всё начало сыпаться, и принял решение уйти раньше, чем у руководства появятся претензии ко мне. Было стрёмно уходить на вольные хлеба, исключительно в музыку, но в итоге решение было правильным.

На тот момент мы сработались c INFINITY, они уже были крупными организаторами, «оптовиками». Я привёл их к директору и сказал, что передаю им бразды правления. Всё прошло безболезненно.

— АРКТИКА стала метал- и рок-клубом благодаря твоему арт-директорству или она так и задумывалась изначально?

— Руководство открывало концертный рок-клуб, но в целом репертуар им не был важен. Главным было, чтобы бизнес работал в плюс. А я уже действовал в рамках своих музыкальных пристрастий и личных знакомств, поэтому сформировался такой формат. Но был и панк, и двух-трёхдневные сайко-фестивали с импортными хедлайнерами, многое было, но основным направлением был металл.

Я придумал «Открытие и Закрытие метал-сезона», и у меня сразу несколько организаторов попросили разрешения провести мероприятия аналогичного формата, я сказал: «Делайте все, кто хочет!» В итоге они бодались друг с другом.

Иногда ко мне приходили и совсем зелёные организаторы с наполеоновскими планами. Они вносили предоплату, а в день мероприятия к 20:20 становилось понятно, что народу не будет: в зале только музыканты и 5-7 человек по билетам. И когда доходило до полной оплаты аренды, некоторые даже убегали, другие давали расписки, что вернут деньги позже.

— Открытие и закрытие Folk-сезона тоже ты придумал?

— И Folk, и готик-сезонов, Metal-ёлку и ещё несколько форматов. Делали премию METALHEART OF RUSSIA, там участвовало много иногородних коллективов, проводилось голосование.

— На момент открытия «АРКТИКИ» возникали сомнения насчёт её удалённости от тусовочных мест, нахождения в здании НИИ?

Сначала были шуточки, что на столовку похоже. Но потом интерьерчик появился, открыли внизу второй бар — ТОРТУГА — с легендарным Дядей Пашей барменом, на которого ходил народ. Есть такое выражение: посетители «ходят на бармена». Паша был таким, к нему шли пообщаться, выпить с ним. Он сам сделал весь интерьер: дерево, железо. Постоянные посетители «Арктики» наварили и подарили ему всяких монстров из металла. Несколько «металлических» свадеб там прошло. Металлисты снимали «ТОРТУГУ» и устраивали празднование.

— Наверное, и в самой «АРКТИКЕ» свадьбы праздновались

— Моя свадьба как раз прошла в большом зале «АРКТИКИ». Директор то ли бесплатно, то ли с большой скидкой отдал мне день — не вспомню. Это была пятница или суббота. Банкетное меню тоже в «АРКТИКЕ» заказал. Выступала наша культовая фолк-группа OLD HORNED SHEEP.

— Свадьбы в метал-клубе это, конечно, неординарно, но самые шокирующие эпизоды из истории «АРКТИКИ» проходили всё же в обычные рабочие будни

— Как раз за день до свадьбы был блэк-метал фестиваль, где московская группа курицу зарезала. Жертвоприношение устроили. Мне начальство накануне звонило: «Ты кому концерт сделал. Они курицу зарезали, все сотрудники в шоке!» Я позвонил организаторам, те пообещали, что больше не будут.

Когда в «АРКТИКУ» приезжала группа WATAIN, они ещё были наизлобнейшим андеграундом, но уже с культовым статусом. Приехали после Финляндии, на паре микроавтобусов, со своим реквизитом, включающим настоящие кости. Тоже звонил руководитель: «Костя, что они тут устроили! Приехали с какими-то останками, по всему клубу трупный запах!» Тем временем организатор ехал на рынок, чтобы в соответствии с райдером купить им несколько литров свиной крови и две свиные головы. После концерта поросячьи головы оказались никому не нужны и нетрезвые металлисты начали одной из них играть в футбол возле клуба. Это заметил прохожий с видом бездомного и стал выжидать. В момент, когда голова полетела в его сторону, он схватил её, запрятал под куртку и убежал.

— Расскажи подробнее о выходе «АРКТИКИ» на международную метал-арену

— Первые фирмовые концерты в «АРКТИКЕ» устраивал Слава Маньяк. Он выкупал группу на город и многих сделал у нас, в том числе BEHEMOTH и VADER. Событием событий был BEHEMOTH. Они то ли из Польши, то ли из Белоруссии приехали на гипер-маленьком микроавтобусе. У музыкантов всё затекло в пути, и по аппарату им что-то не довезли. Долго ругались, но выступили в итоге.

У моего товарища были выходы на финнов, мы вместе сделали 4-5 первых привозов KORPIKLAANI. За свой счёт я покупал как организатор выступления в «АРКТИКЕ» — DARK FUNERAL, DISMEMBER, IMPALED NAZARENE, проект Ориона из BEHEMOTH — VESANIA, AJATTARA с Паси Коскиненом (ex-AMORPHIS). Соответственно афиши последних двоих правильно делали (прим. — иронично). Средне-крупными буквами название AJATTARA, большой фейс Паси Коскинена, выпиленный из фотографии времён AMORPHIS и на треть афиши надпись: «ПРОЕКТ ПАСИ КОСКИНЕНА (AMORPHIS)». С Орионом примерно так же.

Вокалист IMPALED NAZARENE крепко выпил, и группа долго собиралась после концерта. Мы опоздали на поезд, пришлось срочно покупать им билеты на следующий, благо там оказалась пара свободных купе. Но мне ещё повезло. Дальше они поехали играть в Москву, и там ему скорую вызывали

DARK FUNERAL я вообще шедеврально сделал — один! Внёс предоплату, напечатал афиши, билеты, флайеры, всё разнёс по магазинам. Потом встретил их микроавтобус и отвёз в гостиницу. В магазине напротив клуба закупил их бытовой райдер. Привёз из гостиницы их на чек. Стал на контроль и всех обилетил. А после концерта отвёз их на вокзал. Подзадолбался, но сделал.

Женя с ROCKHELL, очень популярного в те времена металлического форума, тоже делал у нас много привозов.

«Вёдра», они же VADER, приехали как раз в ту эпоху, когда все шутили про столовку. Билеты стоили, смешно сказать, 600 руб., народу битком. Ограждений у сцены ещё не было, и мы с охраной поставили боком 3 стола в качестве «отбойников», стояли возле них весь концерт и держали круговую оборону.

— «Столовский» интерьер импортных гостей не смущал?

— У них больше по технической и бытовой стороне были претензии. Когда АРКТИКА только открылась, гримёркой служила лестница, а к ней буквой «Г» была приделана приставная сцена из двух огромных модулей. Конечно, о туалете, душе и умывальнике речи там не шло. И вдруг это стало проблемой, так как у других клубов всё уже было и фирмачи в райдере требовали гримёрку с санузлом. Тогда руководство согласилось арендовать и оборудовать ещё несколько пустующих помещений под санузел для музыкантов и, если не ошибаюсь, небольшую сауну в подвале обустроили.

— Остановимся на финском фолк-метале. Группа KORPIKLAANI и другие их земляки к своим первым концертам в «АРКТИКЕ» уже были известны российской публике?

— Да. Диски лейблов FONO, CD-MAXIMUM и ещё нескольких помельче активно раскупались, а те, в свою очередь, постоянно искали — кого бы ещё выпустить. Когда мы привезли KORPIKLAANI, у них уже вышел 2-й альбом, в клубе было где-то 900 человек. Это не аншлаг, но полный зал. Причём ехали они без гонорара.

— Как же вы оставили KORPIKLAANI без гонорара?

— Тогда у них только начинались небольшие туры в другие страны. Оплату виз, трансферов, проживания, питания и выпивания мы взяли на себя — это тоже немалые деньги. Оплата выпивания на группу вообще большая статья расходов. Но мы, кстати, какие-то деньги всё равно им заплатили, подумали, что как-то неприлично будет совсем не давать.

— Были ли финские группы, у которых случился подъём именно после выступления в «АРКТИКЕ»?

— Не припомню таких. Но точно были организаторы, которые несколько лет вычёсывали у финнов начинающих музыкантов, привозили любую группу, записавшую хоть один альбом. Этим группам было приятно за побухать, оплату проезда и возможность выбраться из финской глуши в мегаполис. А наши слушатели шли на них как на «фирму». Пару сезонов такое происходило, но потом перестало работать.

Я по такой же схеме однажды привёз группу KIVIMETSAN DRUIDI, чтобы те выступили на Дне рождения бара STOKER. Когда их вёз по городу, они просили остановить микроавтобус, чтобы у точечных домов сфотографироваться. Они казались этим ребятам достопримечательностями.

— В культовых клубах всегда есть постоянная публика, своя тусовка, которая ходит туда как домой. Кем были эти люди в«АРКТИКЕ»?

— Это могли быть поклонники тяжёлой музыки, живущие рядом. Допустим, они любили какие-то определённые направления, а в итоге начинали ходить на всё подряд или просто пообщаться —в баре. Бар был перед входом в концертный зал, туда пускали без билетов. Поэтому появилась категория товарищей, которые сидели там и выжидали, чтобы попасть на последние 20 минут концерта какой-нибудь легендарной группы. Контроль под конец мероприятия снимался заранее, и завсегдатаям было об этом известно.

— А главное отличие культового клуба от любого другого в том, что в подобных местах образуется своя сцена. Какие группы ты считаешь знаковыми для «АРКТИКИ»?

— Многих уже нет по разным причинам. CITADEL, ITEM, MORRAH и ещё ряд групп выступили на множестве фестов в «АРКТИКЕ» и сольники тоже играли.

А на прощальном концерте, в честь закрытия «АРКТИКИ», как и на самом первом, были ТРОЛЛЬ ГНЁТ ЕЛЬ, его уже делали INFINITY. Мы сыграли несколько песен, без анонса — как секретный гость. Ни до ни после ТГЕ живая музыка в «АРКТИКЕ» не звучала.

Автор: Роман Кадулин. P.S.: Огромное спасибо Дмитрию «МАТРОСКuНу» Афанасьеву за предоставленные исторические фото!