Рок-гид | О. Гаркуша о «Гаркунделе»
Назад

О. Гаркуша о «Гаркунделе»

Интервью
О. Гаркуша о «Гаркунделе»
  • Адрес: Советская 10-я ул., д. 17, лит. Б (м. «Площадь Восстания»).
  • Время работы: См. группу ВК.
  • Телефон: +79531535623
  • Сайт: https://vk.com/garkundel
  • Парковка: -
Рейтинг:

Галерея

Garkundel_interview_3.jpg
Preview
Garkundel_interview_4.jpg
Preview
Garkundel_interview_5.jpg
Preview
Garkundel_interview_6.jpg
Preview
Garkundel_interview_7.jpg
Preview
Garkundel_interview_8.jpg
Preview
Garkundel_interview_9.jpg
Preview

Олег Гаркуша о «Гаркунделе»: если у меня есть время, я рассказываю гостям о наших экспонатах, провожу экскурсии по арт-центру

Какой из «Гаркунделей» был первее: арт-центр, фонд или фестиваль?

В 2000 году меня пригласили в клуб «Спартак» сделать новую музыкальную площадку в нем. Концертный зал там был большим, с «АУКЦЫОНОМ» мы тоже там играли, а на втором этаже было небольшое пространство. Я назвал это место «Гаркундель», как меня иногда называл меня Лёня Фёдоров. Там проходили мини-фестивали, играли по 3-4 коллектива — они могли быть как известными, так и неизвестными. К примеру, там играли КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ. В 2001 году благодаря своим друзьям я уже зарегистрировал благотворительный Фонд развития молодёжной культуры «ГАРКУНДЕЛЬ».

После пожара в «СПАРТАКЕ», случившегося при жутких обстоятельствах: директора убили, а клуб подожгли, «ГАРКУНДЕЛЬ» потерял свою базу. Кстати, три картины Гавриила Лубнина, специально написанные для «ГАРКУНДЕЛЯ» и бывшие его инсталляцией в ту эпоху, можно сегодня увидеть у нас в концертном зале, на первом этаже — мы их успели увезти.

И уже в те времена я мечтал об отдельном здании с концертным залом, собственной студией и гостиницей для музыкантов. А Фонд нужен был, чтобы получить льготную аренду помещения, иначе мы должны были бы платить за всё тысяч сто в месяц. Даже сейчас, несмотря на льготы, выходит немалая сумма за коммунальные услуги, страховку, пожарную сигнализацию и т.д.

Чтобы всё получилось, мы писали письма чиновникам, за помощь им, конечно, громадное спасибо, но переписка длилась 7 лет! В городе нам обычно предлагали помещения в жилых домах, а то и затопленных подвалах, в пригороде предложения были получше, но очень далеко: Металлострой, Ижора, Пушкин, Павловск и т.д.

Как же удалось заполучить это здание?

В 2013 году нам предоставили этот флигель, тогда здесь жили дворники. Фотографии того, что здесь было, тоже есть в коллаже на первом этаже. Помещение было убиты напрочь: условно целыми оставались разве что стены и крыша. Всюду торчала советская стекловата из деревянных перегородок, старые окна с решётками и прочая индустриальная романтика…

Но мне понравилось, что здание имеет форму буквы «г». Кроме того, оно отдельно стоящее, а двор — не колодец. И ещё я со своей супругой познакомился, когда она жила на 10-й Советской, в доме напротив.

Причём здание будущего «Гаркунделя» находилось в реестре предприятий малого бизнеса, его нужно было переводить из этого статуса, а во время перевода в льготное, длившегося около 1,5 года, оно было выставлено на продажу. Я с дрожью в руках покупал тогда «Бюллетень недвижимости». Слава богу, здание никто не купил, потому что развалюха была полнейшая! В советское время здесь успела побывать радиомастерская и пошивочная обувной фабрики «Нева», а до революции это была каретная, а изначально – мещанская усадьба с огородом, ведь это исторический район «Пески»!

Когда мы делали ремонт, то задались целью сделать всё очень круто. Например, с учётом звукоизоляции стены стали не 10, а 30 см. толщиной. Денег по большому счёту не было, а мечта оставалась. Постепенно к ремонту подключился мой старинные приятели Слава и Вадик Дерябины, затем появился Володя Филиппов, Митя Подосёнов, Костя Карпеев, Саша Ларионов и другие. Всё делали безвозмездно, здорово помогли нам подключившиеся волонтёры. Потом деньги то появлялись, то исчезали, поэтому ремонт делали 5 лет.

Директор нашей группы Серёжа Васильев посоветовал нам провести серию фестивалей с участием медийных артистов, сборы от которых тоже шли на ремонт. Прошло 5 фестивалей: 2 в Питере, 2 в Москве, 1 в Екатеринбурге. Краудфандинг проводили: только кончатся деньги, вдруг кто-то пришлёт — чудо!

В 2018 году мы открылись и работаем как арт-центр: у нас проходят концерты, выставки работ художников и фотографов, показы музыкальных фильмов, мастер-классы по игре на музыкальных инструментах, лекции, моноспектакли, мероприятия обществ анонимных наркоманов и алкоголиков. Считаю негласной миссией «ГАРКУНДЕЛЯ», чтобы талантливые люди не пили, не курили, не кололись, а занимались творчеством. — Звоните, записывайтесь, выступайте!

Можно ли прийти к вам как в Музей?

Да. Мы работаем в пятницу, субботу и воскресенье, иногда в четверг, например, когда открывается очередная выставка. Я в «Гаркунделе» с 17-18 часов. Люди, интересующиеся историей отечественной рок-музыки, могут посмотреть наши, так сказать, экспонаты, пообщаться. Можно посидеть в буфете, заказать кофе, чай, приобрести мерч, музыку.

Видя наше оформление, многие люди спрашивают: кто был дизайнером? А мы тут сами себе «дизайнеры». Нет конкретного человека, который всё это придумал. Возникла у меня мысль стойку буфета украсить донышками бутылок, мы сделали. Решил Аркаша Колотников оформить вентиляцию в виде космического корабля со мной и экипажем из моих коллег по рок-сцене — тоже сделали. У входа в арт-центр висит портфель с надписью «для писем» — на самом деле это просто прикол, Аркадий купил его на «Уделке», разрисовал – и вот, «экспонат» появился!

Если у меня есть время, я сам рассказываю гостям о наших экспонатах, можно сказать, провожу экскурсии по арт-центру. Бывает, что запланированное выступление срывается, тогда, чтобы не огорчать публику, мы с моими друзьями и коллегами Митей и Стасом можем выйти на сцену поджемовать.

Правда ли, что вы прослушиваете всех выступающих лично?

«Вконтакте» указан мой рабочий телефон, куда мне звонят желающие выступить. По старинке я веду ежедневник, где записываю результаты нашего общения. Предварительно, в Интернете, я никого не прослушиваю, слушаю прямо во время выступления на нашей сцене. Сейчас все могут записаться красиво, технические возможности позволяют, а мне нравится выйти в зал, послушать пару минут и сделать вывод: интересно или нет. Если я нахожусь на втором этаже, тогда слежу за трансляцией выступлений на экране.

В пятницу и субботу у нас проходят сольные концерты и спектакли, а по воскресеньям - тот самый ГАРКУНДЕЛЬ-ФЕСТ, который проходил ещё в «СПАРТАКЕ». Для сольного выступления в «ГАРКУНДЕЛЕ» нужна программа на 1-1.5 часа. Очень важно, чтобы музыканты были заинтересованы в публике, в возможности донести до неё своё творчество. А так — на фестивале могут выступать «ветераны», а то и группы, которые вообще впервые выходят на сцену.

Слова «формат» для нас нет: в «ГАРКУНДЕЛЕ» можно услышать музыку любого стиля, на любой вкус и, простите, ухо. У нас даже колёсная лира есть! Нет только какой-то жёстких и обидных тем, с матом можно, но, так сказать, чтобы это было не для связи слов в предложении.

Звук у нас ручной работы: акустика и комбики сделаны мастерами, которые аппаратуру с 70-х годов изготавливают.

Приезжают даже из других городов, вчера был коллектив из Рязани. Однажды с Урала зимой люди ехали двое суток на машине, чтобы отыграть у нас полчаса! У нас есть книга отзывов, всех музыкантов прошу после концерта написать что-то. Вклеивается миниатюрная афиша концерта и рядом они пишут отзывы. Здесь одни восторги.

В «СПАРТАКЕ» ГАРКУНДЕЛЬ работал ежедневно, и там всегда было минимум 20 человек. Интернета не было. А когда появился Интернет, народ постепенно перестал ходить. Когда мы приступили к строительству и объявили об этом в Интернете, 800 человек написали, что готовы прийти. В итоге никто не пришёл. Сейчас на концерты толпы народу к нам не ходят, но это, конечно, от выступающих ещё зависит. А когда меня узнают на улице, я всегда приглашаю в ГАРКУНДЕЛЬ, и люди идут.

Можно ли будет увидеть на грядущих крупных летних фестивалях блок с музыкантами от «ГАРКУНДЕЛЯ»?

Специального блока пока нет, но к нам прислушиваются.

Автор: Роман Кадулин