Рок-гид | П. Федосов и Е. Баллад
Назад

П. Федосов и Е. Баллад

Репортажи/Рецензии
П. Федосов и Е. Баллад
  • Адрес: Сытнинская ул., 14 (м. «Горьковская», «Петроградская»)
  • Время работы: Cм. статью ArtHall
  • Телефон: -
  • Сайт: https://vk.com/coffeearthall
  • Парковка: +/-
Рейтинг:

Галерея

Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_2.jpg
Preview
Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_3.jpg
Preview
Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_4.jpg
Preview
Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_5.jpg
Preview
Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_6.jpg
Preview
Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_7.jpg
Preview
Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_8.jpg
Preview
Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_9.jpg
Preview
Pavel_Fedosov_i_Evgeniy_Ballad_10.jpg
Preview

Павел Федосов и Евгений Баллад завели «Машину жизни» в Петербурге

10 октября в петербургском ArtHall состоялся концерт московского рок-барда и общественного деятеля Павла Федосова. В творчестве Павла традиции русской авторской песни сочетаются с напором тяжёлого рока, энергичностью фанка, удалью кантри и певучестью госпела. В композициях Павла слышна приверженность классике ленинградского и московского рока, но зачастую звучат они с явным американским акцентом. Недаром в одном интервью он назвал главными музыкантами в своей жизни Майка Науменко и Джонни Кэша.

Павел Федосов поёт о себе и окружающих, о своих взаимоотношениях — с ними, с собой, с Богом и словом. Иногда — с иронией, но совсем без злобы и с неизменной светлой печалью в голосе. Раньше Павел был автостопщиком, а сегодня он продолжает ездить по России со своими музыкальными и волонтёрскими проектами. Видимо, поэтому его герои и сюжеты знакомы всем, кто ещё не утратил способность смотреть по сторонам, выходя на улицу и отправляясь куда-либо.

Концерт начинается песнями с мотивами превращения человека в слово, а слова — в дело, с размышлениями о том, когда и как действуют слова. «Твои слова не сработали, когда приказали: пли!» — резюмирует Павел, но вскоре становится понятно, что вера автора в силу слов и творчества совсем не исчерпана. Да и в зале царит атмосфера следующей композиции: «Выстругал я из ветра слова. Выстроил из слов себе дом. Если в твоей жизни беда, можешь у меня переждать». И пока мы пережидаем, Павел делится своими наблюдениями — то весёлыми, то удручающими, но всегда правдивыми, столь важными в эпоху фейков.

В самые напряжённые моменты артист привстаёт со стула, чтобы как можно больше раскрыть «ударный потенциал» своей гитары, а расслабившись, прерывается посреди песни, спеша рассказать интересную историю в тему. В общем, получается такой музыкальный стендап, возможный только при максимально доверительных отношениях со зрителями. Истории, как и песни, очень личные. Он говорит об этом приезде в Петербург. По словам Павла, играть приходится в «пригашенном состоянии», потому что его дети быстро утомились от путешествия, и стремление отца сделать всё идеально осталось недооценённым. Откровение вырывается ближе к песне «Спасибо Тебе», где поётся о навязчивой необходимости всё время соответствовать чьим-либо ожиданиям, и благодарности Богу, когда, «приговорённый», попадаешь «на бал вместо казни».

Затем следуют трагикомичные контрастные зарисовки об уехавших друзьях, счастливо шагающих по новой земле в новых штанах — по новым делам, и бедолаге, вынужденном прожить всю жизнь в Подмосковье и спиться в поисках смысла бытия. Ещё один яркий образ — пожилой аккордеонист из подземного перехода, чей репертуар никогда не повторялся, будто бы он знал все песни Земли. Трогательная баллада об этом человеке тоже основана на реальной истории, которую автор с удовольствием нам поведал. Зрители всё больше вступают в диалог с артистом, громче подпевают, хлопают в ритм и смеются над его остроумными авторскими находками. С каждой композицией концерт становится интерактивнее или даже иммерсивнее. Судя по всему, у Павла образование психолога или как минимум большой интерес к этой сфере на фоне его волонтёрской деятельности. Новая песня «Небесный отпуск» как раз была, по выражению автора, об «индустрии осознанности». Павел рассказывает предысторию текста, подчёркивая, что круг выбора мест для отпуска как-то сузился, начинает играть и прерывается на ещё одну забавную историю, а после уже просто от смеха — под хохот зрителей: «...Песня-тренинг, подпевайте!» «Теперь я ваш тренер осознанности. Можно просто сидеть — и всё очень хорошо», — произносит он нараспев, и тут уже даже непонятно — импровизация это или слова из песни. В любом случае все продолжают смеяться и подпевать: «Небесный отпуск — легче, чем шёлк. Небесный отпуск — и всё очень хорошо».

Завершается первое отделение хоровым пением хитов — «Это только любовь» и «Доберёмся до берега». Первая будто бы как раз о наших посиделках: «В этой комнате собрались все те, кто ходил-гулял в светлой темноте», — и вообще чем не русский госпел: «Книги изданы и разложены. В каждой книге есть имя Божие. Имя Божие — сердце праздника. Стало ясно всё, а не ясненько… Всё начинается и продолжается — И это только любовь!» А вторая — о том, что у нас за стенами: «Этот вид из окна автобуса — как декорация для трагедии. Эти песни в кабине водителя — как погребальные гимны жрецов».

Во втором отделении Павел представляет коллегу и друга — Евгения Баллада. Евгений выступает с лупером — прибором, позволяющим записывать и тут же проигрывать музыкальные фрагменты. Например, можно по отдельности наиграть и записать бочку, бас, ритм, включить их, чтобы они звучали вместе, а самому на их фоне играть соло и петь. У Евгения Баллада, тяготеющего к британскому инди-року, с Павлом Федосовым разная музыка и техника, но они удивительно созвучны. Гитара Павла звучит так, будто он тоже использует лупер: от мощных ударов по деке и струнам остаётся характерный отзвук, когда музыкант уже отбивает новые или играет перебором. Перекликаются и сюжеты песен: будь то «Сверхновый супергерой», никогда не вступавший в строй и не выходивший из строя, но умудряющийся принимать бой и побеждать без боя, или «Молитва о забывающих», чтоб, несмотря на их забывчивость, всё исполнялось — кто как загадает, даже когда уплывает чердак. Что говорить, если у Павла и Евгения есть совместная песня «Шахтёр», где внезапно пересеклись образы шахтёров из их текстов двух разных периодов, её они исполнили вместе.

После своего сольного блока Евгений то присоединялся к Павлу для совместных импровизаций, то отходил в сторону, чтобы «не мешать». Иногда он даже не успевал за коллегой, и они перешучивались: мол, Павел сам позвал и сам же не даёт подыграть. В этом условном отделении прозвучала ещё одна обойма хитов, психотерапевтических и подходящих для хорового пения: «Жизнь течёт под кожей», «Лечение воздухом», «Богу не нужен твой невроз» и «Машина жизни». Последнюю Павел охарактеризовал как «стадионный хит», попросил представить мощный свет прожекторов над сценой, включить фонарики на телефонах, хлопать и громко подпевать. Нам, рокерам, не привыкать к песням про всевозможные машины смерти, а вот созданная Павлом Федосовым из слов «Машина жизни», заправленная любовью в качестве топлива, да ещё и с салоном, полным цветов, выглядит свежо и своевременно. И, к счастью, это аллегорическое транспортное средство пока что лидирует в гонке с автобусом, из окна которого видны лишь декорации для трагедии.

Текст: Роман Кадулин

Фото: Сергей Поляков-Готлиб